Инновационный проект

Инновационный проект

Внедрение технологии формирования инклюзивной культуры

в условиях инклюзивного оздоровления в учреждениях образования

    Сроки реализации: 2021-2024

Научное сопровождение проекта: Светлакова Ольга Юрьевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

Руководитель  проекта: Кедало Жанна Александровна, директор государственного учреждения образования  «Оздоровительный лагерь «Россь»; телефоны: 8(01512)20391,   е-mail: lager.v.teoline@yandex.by,  kedalo_zhanna@mail.ru

Цель: формирование инклюзивной культуры у педагогов учреждения образования.

Проект направлен на формирование инклюзивной культуры у педагогов, работающих в условиях инклюзивного оздоровления. 

Актуальность:

Переход к инклюзивному образованию как приоритетному направлению в развитии общего и специального образования в Республике Беларусь был закреплён в Программе развития специального образования в Республике Беларусь. Развитие инклюзивных процессов в образовании и формирование готовности всех субъектов образовательного процесса к реализации идей инклюзии обозначено в Концептуальных подходах и является одной из приоритетных задач до 2030 года.

Ребенок с особенностями психофизического развития должен иметь возможность не только обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, но и заниматься в инклюзивных кружках, студиях, секциях, отдыхать в детских оздоровительных лагерях. Однако в настоящий момент в Республике Беларусь опыт совместного летнего оздоровления детей с ОПФР и нормально развивающихся детей ограничен, не во всех лагерях имеется необходимая адаптивная среда, у педагогов практически отсутствует опыт работы с детьми с ОПФР и необходимые для этого компетенции. Необходима системная и целенаправленная работа по подготовке к оздоровлению в условиях инклюзивных смен для всех его участников.

Инклюзивные лагерные смены- совместное оздоровление детей с обязательным психолого-педагогическим сопровождением воспитательно-оздоровительного процесса и каждого ребенка с особенностями в развитии.

Внедрение инклюзивных процессов в учреждении образования должно начинаться с формирования инклюзивной культуры, т. е. готовности всех участников процесса обучения и воспитания (и прежде всего педагогов) к взаимодействию в условиях инклюзивного образования. В связи с этим актуальной является разработка технологии формирования инклюзивной культуры у педагогов, работающих в летних оздоровительных лагерях.

Требования современного общества – наличие у современного педагога базовых компетенций для работы с детьми с ОПФР, понимание значимости инклюзивных процессов. Однако и в обществе в целом, и у педагогов в основном наблюдается недостаточный уровень сформированности инклюзивной культуры, неоднозначное отношение к идее инклюзии, стереотипные установки и предубеждения по отношению к инклюзивному образованию, детям с ОПФР. Одним из возможных механизмов решения данной проблемы выступает внедрение технологии формирования инклюзивной культуры. Это особенно актуально именно в условиях оздоровительного  образования, потому что, с одной стороны, для педагогов лагеря – это новые и незнакомые дети, а для детей – чужие и незнакомые педагогические работники. Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в оздоровительном лагере у педагогических работников.